Проект Федерального закона «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации по вопросам безопасности пищевой продукции»

Минсельхоз России предлагает обязать еще больше производителей пищевой продукции уведомлять уполномоченные органы о начале осуществления деятельности

На сайте Минэкономразвития России размещен проект Федерального закона, которым предполагается внести уточнения в правила изготовления и обращения пищевой продукции на территории России (далее — Проект). Наиболее существенные поправки предлагается внести в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон N 29-ФЗ). Большинство положений Проекта нацелены на приведение российского законодательства в соответствие с нормативными актами Таможенного союза, однако разработчики планируют также ввести некоторые новые нормы.

Напомним, что с 1 июля 2013 г. на территории Таможенного союза действует технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, далее — Техрегламент). В указанном документе установлены требования к процессам, связанным с пищевой продукцией: производству, обращению, утилизации и др. Некоторые из них отличаются от правил, предусмотренных Законом N 29-ФЗ.

Техрегламент устанавливает более широкий круг обязанностей в сфере производства и обращения пищевой продукции по сравнению с Законом N 29-ФЗ. Так, например, Техрегламент содержит норму об обязательном обеззараживании пищевой продукции перед уничтожением или в процессе уничтожения, если инфицированная пищевая продукция опасна для людей и животных (п. 7 ст. 18 Техрегламента). В Законе N 29-ФЗ подобное требование отсутствует.

Разработчики Проекта предлагают включить в Закон N 29-ФЗ положения, аналогичные содержащимся в Техрегламенте, и привести терминологию закона в соответствие с терминологией Техрегламента. В настоящее время различия в понятийном аппарате двух документов проявляются уже в том, что они относят к пищевой продукции. Например, в соответствии с Техрегламентом ароматизаторы считаются пищевой продукцией, в то время как Закон N 29-ФЗ их к таковой не относит.

Помимо этого планируется добавить в Закон N 29-ФЗ некоторые новые нормы. Авторы Проекта предлагают обязать изготовителей всех видов пищевой продукции направлять в уполномоченные органы уведомление о начале осуществления деятельности по ее производству. В настоящее время законодательством такая обязанность установлена только в отношении шести разновидностей пищевой продукции (п. п. 14 — 20 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Напомним, что за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб. — для должностных лиц, от 10 до 20 тыс. руб. — для юридических лиц (ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ).

Производителей пищевой продукции предлагается избавить от необходимости уведомлять о начале деятельности по изготовлению пищевой продукции только в том случае, если такая деятельность осуществляется с использованием производственных объектов, подлежащих государственной регистрации.

Соответственно, в Закон N 29-ФЗ предполагается добавить нормы о госрегистрации отдельных производственных объектов. В настоящее время подобные требования содержатся в Техрегламенте: в ст. 32 приводится закрытый перечень объектов, подлежащих обязательной госрегистрации. В Проекте вместо перечня дается только общее определение. Планируется, что обязательной регистрации будут подлежать объекты, на которых осуществляются отдельные виды работ (услуг) по получению, переработке (обработке), производству (изготовлению), хранению непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, предназначенного для последующего изготовления пищевой продукции.

В Техрегламенте порядок регистрации прямо установлен (ст. ст. 31 и 33 Техрегламента). Согласно Проекту предполагается, что утверждение такого порядка будет осуществляться на подзаконном уровне. Для реализации указанных положений Проекта Правительству РФ необходимо будет принять нормативный правовой акт.